Недостаточный запас слов


Что делать, если у ребенка маленький словарный запас, как помочь в развитии и какие методы используют для этого профессиональные логопеды?

Плохая усвояемость норм языка, проблемы с согласованием слов, проблемы со связью речи.

Различные трудности, связанные с письмом и чтением (в процессе обучения и имеющиеся). Характеризуются нарушениями чтения и письма следующего характера: неправильным использованием правил, глупыми ошибками, плохим чтением (медленным и монотонным), допущением ошибок при чтении и придумыванием окончаний фразы.

Дислексия – нарушения чтения у детей с нормальным слухом и интеллектуальным развитием, связанные с недоразвитием участков мозга, отвечающих за речь, или нарушением в их развитии. Характеризуется замедленностью чтения, искажением фонетических норм (звуков, добавлением лишних звуков, заменой букв, пропуском слогов), а также непонимание смысла прочтенного текста.

Дисграфия – нарушения письменной речи у детей без проблем с интеллектом и слухом, связанные с неспособностью и затрудненностью обучения письму. Характеризуется часто встречающимися ошибками в словах (за исключением грамматических ошибок) – заменами букв, пропусками, перестановкой, недописыванием букв, вставкой лишних, слиянием слов или разделением на части.

Заикание – неправильно поставленные темп, плавность и ритм речи в результате судорожного состояния мышц речевого аппарата. Заикание сложно устранимо и трудно поддается коррекции. Характеризуется напряжением дыхания, сбоями в его работе, коротким дыханием, разговором на вдохе, напряженностью в голосе. Нет согласованной работы голоса, дыхания и артикуляции. Заикание диагностируется при судорожном сокращении мышц речевого аппарата.

Основные методы работы с обозначенными нарушениями:

  • Игровые методы – развитие слуха, речевого восприятия у детей, игры на соотношение картинок и звучащих слов, в виде ответов на вопросы, игры на звукоподражание, побуждающие говорить громко или тихо, игры на различение слов, звуков, на постановку ударений, определение звука в слове, выделении последнего и первого звуков в словах.
  • Творческие методы – заключаются в развитии речи в процессе творчества (театральных постановок, разыгрывании сюжетов, постановке сказок, работы с телом, театральной режиссуры).
  • Метод артикуляционной гимнастики – заключается в использовании упражнений подобных гимнастике, но тренирующих органы артикуляции. Осуществляется тренировка языка, язычка, губ, неба для более подвижной и точной работы, позволяющей добиваться правильного звучания звуков. Наибольшая роль в звукопроизношении отдается языку, поэтому в тренировках именно ему уделяется особое внимание, используя большое количество упражнений для его развития.
  • Логопедический массаж в расширенном и локальном виде.